О православии
Православие — славянский эквивалент ортодоксии (с греч. «правильное исповедание»). Термин впервые употребляется во 2 в. (напр., у Климента Александрийского) в противоположность с гетеродоксией (греч. «заблуждение еретиков»).
Первоначально Православие было одним из многих названий единой Церкви (Единая, Святая, Соборная, Апостольская, Христова и пр.), которые сохраняются за ней и поныне. Но начиная с 1054, после разделения Церквей, возникает необходимость наименования частей в целях их различения. За Восточной Церковью (Константинопольский, Иерусалимский, Антиохийский патриархаты, Кипрская и Грузинская архиепископии) закрепляется название — «Православной Церкви»; за Западной (Римский патриархат и подчиненные ему диоцезы) утверждается название «Католической Церкви» (т.е. Соборной). Условность такого разграничения очевидна: любой православный считает себя католиком, любой католик уверен в своем православии.
Сегодня Православие — наряду с католичеством и протестантизмом — одна из основных христианских конфессий, объединяющая от 230 млн. до 300 млн. (точно неизвестно) верующих из 15 автокефальных Православных Церквей, находящихся между собой в каноническом единстве: Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Русской, Грузинской, Сербской, Румынской, Болгарской, Кипрской, Албанской, Элладской, Польской, Чехо-Словацкой и Американской.
Также существует множество православных расколов, не входящих в каноническое единство Восточных Церквей.
При общности вероучения и обрядности каждая поместная Православная Церковь (как автокефальная, так и автономная) имеет свою специфику не только конфессионального, но и этнического характера.
Догматы в Православии
Важнейшими постулатами вероучения православного христианства являются догматы. Догмат – выражение веры Церкви, религиозная истина. Основные догматы Православия изложены в Никео-Цареградском символе веры (325 / 381 гг.):
1. Бог один.
2. Бог троичен в Лицах: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой.
3. Иисус Христос – воплощенный Бог.
4. Иисус Христос умер телесно на кресте, был похоронен, воскрес и вознесся в Божественную славу.
5. Христос придет второй раз во славе судить живых и мертвых.
6. Церковь Христова – Одна, Святая, Соборная и Апостольская.
7. Все мертвые люди воскреснут и будут жить вечно.
В христианском богословии разделяются понятия сущности и личности. Сущность в Боге одна, Божественная, а Личности — три. Воплотилось одно из Лиц Святой Троицы — Бог Сын / Бог Слово.
Развитие православного вероучения
Православная Церковь начинает свою историю от Христа и Его Апостолов (см. Раннее христианство). Вероучение Церкви формулировалось на протяжении первого тысячелетия в борьбе с ересями. Так, 1-й Вселенский собор (325 г.) в Никее в борьбе с арианами утвердил единосущие Сына Божия Отцу.
На 2-м Вселенском соборе в Константинополе в 381 г. был окончательно сформирован Символ веры, который получил название Никео-Цареградский.
На 3-м Вселенском соборе в Эфесе в 431 г. была осуждена ересь Нестория, который отрицал Божественность Иисуса Христа и называл Мать Христа Христородицей, а не Богородицей.
На 4-м Вселенском соборе в Халкидоне в 451 г. было осуждено монофизитство (с греч. «одна природа») и сформулирован догмат о соединении двух природ (Божественной и человеческой) во Христе. Во Христе одно Лицо – Божественное и две природы, которые соединились «неслитно, нераздельно, неизменно, неразлучно».
На 5-м Вселенском соборе в Константинополе в 553 г. были осуждены трое монофизитов (Федор Мопсуэстийский, Феодорит Киррский и Ива Эдесский) и их сочинения.
На 6-м Вселенском соборе в Константинополе в 680-681 гг. было осуждено монофелитство, учившее, что во Христе одна воля.
На 7-м Вселенском соборе в Никее в 787 г. было утверждено иконопочитание. Иконы — тоже самое, что Писание в красках. Христианские изображения помогают возносить ум человека к Богу.
В Греческой Православной Церкви выделяется еще 8-й Вселенский собор в Константинополе в 879 г. Этот собор восстановил в патриаршестве Фотия и запретил какие-либо изменения Символа веры.
Священное Предание и Священное Писание в Православии
Православная Церковь рассматривает Священное Писание (Ветхий Завет и Новый Завет) как часть Священного Предания Церкви (Предание — то, что передается от Христа и Апостолов). Апостолы предпочитали устную проповедь, поэтому лишь малая часть того, что они проповедовали, была записана ими. Священное Предание со временем фиксировалось не только в Священном Писании, но в творениях святых отцов и в литургической жизни Церкви.
Православная Церковь в Ветхом Завете (в отличие от католиков и протестантов) выделяет 39 канонических книг и 11 неканонических. Канонические книги считаются боговдохновенными, а неканонические — книги, написанные благочестивыми людьми, полезными для чтения. Боговдохновенность означает, что книги были записаны по вдохновению от Духа Святого, но не под диктовку.
Греческая Православная Церковь в неканонических книгах не имеет 3-й книги Ездры, но включает 4-ю Маккавейскую книгу.
Богослужение в Православии
Для Православия характерен сложный, детально разработанный культ. Богослужения в Православии намного более продолжительны, чем в других христианских конфессиях, и включают в себя множество обрядов. Основным богослужением является Литургия (с греч. «общее дело»), на которой совершается Таинство Евхаристии (с греч. «Благодарение») — важнейшее после Крещения.
Суточный круг богослужения делится на: повечерие (малое или великое), вечерню, утреню, часы, Литургию, полунощницу. На приходах, как правило, малое повечерие и полунощница не совершаются, но только в монастырях. Часы делятся на: 1-й , 3-й, 6-й и 9-й. 1-й час служится после утрени, 3-й и 6-й – перед Литургией, а 9-й – перед вечерней. В современных приходах вечерня примыкает к утрени и служатся вечером. В праздничный день соединение вечерни и утрени называется всенощным бдением. Все богослужебные чинопоследования являются приготовлением к Литургии. В Православии Литургия не может совершаться одним священником без присутствия народа, так как это противоречит самому определению «Литургии».
Каждый день недели посвящен воспоминанию какого-либо события. Так, воскресение – Воскресению Христа, понедельник – бесплотным силам (ангелам), вторник – Иоанну Предтечи, среда – предательство Христа Иудой, вспоминается Крест Христов, в четверг прославляются Апостолы и святитель Николай Чудотворец, в пятницу вспоминается распятие Христа, в субботу – все святые, все усопшие и Божья Матерь. Среда и пятница – постные дни.
Праздники и посты в Православной Церкви
В Православной Церкви четыре поста на протяжении всего года: Великий (перед Пасхой), Петров (перед праздником в честь апп. Петра и Павла), Успенский (перед Успение Богородицы) и Рождественский (перед Рождеством Христовым).
Пост подразумевает, прежде всего, большую духовную сосредоточенность: молитва, богомыслие. Духовному сосредоточению содействует телесный пост.
Важная роль отводится праздникам, главным из которых является Воскресение Христово (Пасха). Пасха считается Праздником праздников. Великие праздники делятся на двунадесятые (от слова «двенадцать») и недвунадесятые, переходящие (в зависимости от Пасхи) и непереходящие. Каждый день года ознаменован памятью какого-либо святого или святых, эти дни памяти называются праздниками не великими.
Великие двунадесятые непереходящие праздники:
1. Рождество Пресвятой Богородицы — 8 сентября (ст. ст.) / 21 сентября (н. ст.)
2. Воздвижение Креста Господня — 14 сентября / 27 сентября
3. Введение во храм Пресвятой Богородицы — 21 ноября / 4 декабря
4. Рождество Христово — 25 декабря / 7 января
5. Крещение Господне — 6 января / 19 января
6. Сретение Господне — 2 февраля / 15 февраля
7. Благовещение Пресвятой Богородицы — 25 марта / 7 апреля
8. Преображение Господне — 6 августа / 19 августа
9. Успение Богородицы — 15 августа / 28 августа
Великие двунадесятые переходящие праздники:
10. Вход Господень в Иерусалим — За неделю до Пасхи
11. Вознесение Господне — На 40-й день после Пасхи
12. День Святой Троицы — На 50-й день после Пасхи
Великие недвунадесятые праздники:
1. Обрезание Господне и память свт. Василия Великого — 1 января / 14 января
2. Рождество Иоанна Предтечи — 24 июня / 7 июля
3. Святых первоверховных апостолов Петра и Павла — 29 июня / 12 июля
4. Усекновение главы Иоанна Предтечи — 29 августа / 11 сентября
5. Покров Пресвятой Богородицы — 1 октября / 14 октября
Духовенство в Православии
Духовенство в Православии делится на «белое» (женатые приходские священники) и «черное» (монашествующие, дающие обет безбрачия). Имеются мужские и женские монастыри. Церковная иерархия (епископат) формируется только из представителей «черного» духовенства.
Выделяется три степени церковной иерархии / священства:
1. Диакон (с греч. «служитель»);
2. Священник / пресвитер (с греч. «старейшина») / иерей (с греч. «священник»);
3. Епископ (с греч. «надзиратель»).
Календарь
В настоящее время большинство Православных Церквей (за исключением Иерусалимской, Русской, Сербской и Грузинской) пользуются в богослужебной практике новым стилем (новоюлианским календарем), но дату Пасхи определяют по старому юлианскому календарю. Разница между двумя календарями сейчас составляет 13 дней.
Духовная жизнь в Православии
В Православной Церкви особое понимание духовной жизни. Считается, что духовная жизнь напрямую зависит от догматов. По этой причине учение о духовной жизни в Православии отличается от духовной жизни в католичестве и протестантизме.
Высшей добродетелью является рассуждение, так как от него зависит само устроение духовной жизни. Главные добродетели – любовь, вера и надежда. Главным пороком считается гордыня, поэтому высоко ценится смирение как противоположное гордыне качество. Вера в Бога рождается из познания своей греховности, своего падения, ибо не сознающий своей греховности не может уверовать во Христа.
В этой мысли находится первое и основное положение духовной жизни, показывающее глубину православного ее понимания. Верующим может стать и является лишь тот человек, который видит свое духовное и нравственное несовершенство, свою греховность, страдает от нее и ищет исцеления. Только такой, смирившийся внутри себя человек способен к правильной, спасающей вере во Христа. Видящий же себя разумным и добродетельным не может быть христианином и не является им, хотя бы и считал себя таковым. Проще говоря, чтобы спастись, необходимо осознавать, чувствовать, что ты нуждаешься в спасении.
Добродетели и подвиги не сами по себе могут привести к духовному росту человека, но только рождающееся от них смирение. Если же смирение не приобретается — бесплодны и бессмысленны все подвиги, все добродетели. Добрые дела сами по себе таковыми не являются, потому что могут делаться напоказ и во вред душе.