О исламе
Ислам (араб. «покорность, мир») – одна из религий мира, возникшая в 7 веке н.э. на Аравийском полуострове в результате опыта, известного как Откровение Мухаммада. Обычно обозначается как монотеистическая, авраамическая, мировая, историческая, традиционная, откровенная, книжная религия.
Последователи ислама называются мусульманами (устар. «магометане», араб. «покорный Богу»). Мусульманином является человек, признающий Откровение Мухаммада, священное в исламе (святыни, прежде всего, Священный Коран), основанное на нем вероучение (основы вероучения заключены в шахаде, столпах веры и столпах ислама), а также форму реализации этого вероучения (общину, называющуюся «умма»).
Ислам как религия
Ислам в различных идейных системах может быть оценен как ложная религия (например, христианство) или ложная идеология (например, научный атеизм), но даже при известных проблемах с определением религии ни у кого не вызывает сомнения, что ислам является религией, то есть феноменом, в основе которого лежит сакральное[1].
Ислам как строго монотеистическая религия
Монотеизм – форма теизма, при которой признается существование единственного и единого Бога. Вследствие полемики с христианами о Троице ислам известен как религия строгого монотеизма. В исламе отступление от строгого монотеизма известно как «ширк» («многобожие»), то есть «придание Богу сотоварища» (словно Бог не единственен в своих действиях, например, творении, а у него есть товарищи) и считается тяжким грехом.
Ислам как авраамическая религия
Авраамические религии (в силу языка народов можно обозначать как семитские – арабы и арабский язык также являются семитскими)– религии, признающие ветхозаветного Авраама как пророка, праотца, выступившего в качестве представителя людей в заключении завета (договора) с Богом. В таком понимании авраамическими религиями являются наиболее близкие друг другу иудаизм, христианство, ислам и бахаизм. В Коране Авраам назван специальным термином «ханиф» (единобожник до возникновения ислама).
Ислам как религия Откровения
Откровение (в исламе) – самораскрытие Бога в мистическом опыте пророков. «Печатью пророков» (согласно исламу – последним из пророков), является Мухаммад, которому на протяжении нескольких десятилетий диктовал Слово Божье в виде Корана архангел Джабриил (Гавриил).
Ислам как историческая религия
Историческими называют некоторые относительно поздние (то есть не архаические, не древние) религии.
Р. Белла выделяет следующие важнейшие черты исторических религий, которые являются для них общими:
1. Идея единого Бога.
2. Все исторические религии универсалистичны, т.е. они не «привязаны» к какой то одной группе или «народу».
3. Религиозное действие в исторических религиях, прежде всего – действие, необходимое для спасения. Идеалом религиозной жизни в исторических религиях является уход от мирской суеты, религиозное удаление от мира.
4. Дифференциация религиозной организации от других форм социальной организации, большая и меньшая независимость от прочих структур, прежде всего – политической, которая перестала, таким образом, быть носительницей принципа узаконения самой себя, теперь узаконение государства в какой-то мере становится зависимым от религиозной иерархии.
Ислам соответствует всем критериям исторической религии:
1. Ислам строго монотеистичен
2. Ислам холистичен (адресован всему миру, поэтому не привязан к арабам или любым другим группам).
3. Ислам – религия спасения.
4. В исламе присутствует определенная дифференциация религиозного от других форм (например, различение исламского государства и функций халифа и имама), однако в целом ислам – образ жизни, поэтому неотделим от политики, этики и т.д.
Ислам как мировая религия
Согласно ЮНЕСКО, существуют следующие критерии мировой религии:
-объединение крупной общности людей;
— наличие последователей во многих странах и среди различных народов
Дополнительные критерии (разработанные советскими религиоведами):
— мировая религия не может служить признаком национальной идентичности
— должна быть сложена достаточно четкая философская школа, со сходными течениями
— наличие влияния на ход развития мировой истории, мирового искусство и пр., при этом культура мировой религии не должна быть абсолютно одинаковой во всех регионах.
Ислам полностью соответствует критериям мировой религии:
1. Объединяет около миллиарда людей практически во всех странах мира. В нормальных условиях ислам не служит основанием для национальной идентичности.
2. Ислам имеет различные течения (суннизм, шиизм и т.д.), породил философские школы (например, калам – богословско-правовые течения, фалсафа – собственно философские течения и др.). Ислам внес существенный вклад в мировую цивилизацию (наука, искусство и т.д.).
Вывод. Ислам представляет собой оригинальную, независимую, целостную и развитую религиозную систему.
История ислама
Возникновение ислама
Древнеарабские верования представляли собой различные проявления язычества, наиболее распространено из которых было идолопоклонство. Оно состояло в почитании различных богов, скал, деревьев, животных звезд, камней. Особое значение имела Кааба – кубический храм в Мекке, возле которого каждое арабское племя устанавливало изображение своего божества. Монотеистические верования не имели широкого распространения и были связаны с ханифами, о которых сохранилось мало информации (ханифизм прекратил свое существование после подавления восстания некоторых арабских племен против халифов[2]). Известно, что кроме монотеизма (связанного с израильскими пророками) ханифы отличались аскетизмом.
Социальная жизнь арабов была основана на архаическом родо-племенном укладе. Руководили племенами («бану») вожди – шейхи («старший по возрасту», глава рода, затем в исламе также авторитетный ученый; учитель; руководитель религиозной группы; человек, живущий при святом месте и помогающий паломникам; руководитель группы паломников). Арабские племена вели между собой постоянные войны, основу их экономики составляла торговля, грабежи, частично животноводство и сельское хозяйство в оазисах. Основным принципом был коллективизм, самым страшным наказанием было изгнание из рода. Основу рода составляли мужчины, женщины не имели практически никаких прав: многоженство было неограниченным, а в некоторых племенах существовал обычай закапывать в землю новорожденных девочек.
Мухаммад как основатель ислама
Основатель ислама Абу аль-Каисим Мухаммад (прим. 570 – 8 июня 632 гг.) согласно мнению абсолютного большинства исследователей является историческим лицом. Однако о его жизни можно узнать только из традиционного, окутанного легендами предания (Сунны Пророка – важнейшего источника ислама после Корана). Мухаммад происходил из рода хашимитов. Его семья занималась обеспечением водой паломников в Мекке. В молодости он занимался также выпасом овец, а затем работал торговцем на знатную арабку Хадиджу бинт Хувейдил, которая затем стала его женой. Мухаммад отличался высокими моральными качествами и пользовался авторитетом. В возрасте сорока лет стремится к уединению. Он часто отправляется в пещеру на горе Хира недалеко от Мекки, предается размышлениями и в итоге переживает религиозный опыт (откровение)[3], на основе которого появляется Коран, а Мухаммад начинает публично проповедовать арабам новую религию (613 г.).
Проповедь Мухаммада вызвала гонения со стороны арабов, и в 622 году мусульмане были вынуждены переселиться в Медину. Это переселение («хиджра») служит началом отсчета в исламском календаре и является границей двух периодов в жизни Мухаммада и создания Корана. Мухаммад и первые мусульмане вели боевые действия со своими противниками, в результате которых и Медина, и Мекка стали исламскими, а идолы вокруг Каабы были уничтожены[4]. Согласно традиционным мусульманским воззрениям, все вооруженные походы Мухаммад осуществлял исключительно в рамках оборонительной войны.
Цивилизация классического ислама. Основные течения в исламе
После смерти Мухаммада в развитии ислама наиболее важные события происходят по двум направлениям: 1) борьба за преемственность 2) распространение ислама.
1. После смерти Мухаммада началась борьба за преемственность в умме, связанная с тем, что основатель ислама ясно и однозначно не назначил своего преемника. Большинство мусульман в качестве главы исламского мира видели халифов, то есть по своей сути избираемых светских правителей. Первыми четырьмя («праведными») халифами были Абу Бакр, Умар, Усман (Осман) и Али. В 661 году халиф Али был убит, и к власти пришла династия Омейядов. Это событие стало решающим в дискуссиях о верховной власти и привело к расколу мусульман на составивших большинство суннитов («следующих Сунне») и составивших меньшинство шиитов («приверженцы», «партия»)[5]. Шииты в качестве института верховной власти утверждали имамат (власть имама[6]).
В период правления халифа Али возникло еще одно направление в исламе – хариджизм («выступившие», «покинувшие»). Хариджизм – религиозно-политическое движение преимущественно радикального толка. Возникло после третейского суда, посвященного решению вопроса о выдаче убийц Османа. Многие воины Али покинули его и объявили врагами как Али, так и Муавию (пятого халифа), начали против них активные диверсионные и военные действия. В конце VII века после раскола среди хариджитов сформировалось множество течений. Численность хариджитов в конце XX века, по разным оценкам, составляла от 1 до 3 миллионов человек. Хариджизм господствует преимущественно в Омане, где представлен группой ибадитов, утратившей активную нетерпимость к иноверцам.
Таким образом, различия между основными течениями в исламе фактически сводятся к вопросам правоприменения, а не догматики. Ислам считается единой религией всех мусульман, но между представителями исламских течений существует ряд разногласий. Имеются также значительные несовпадения в принципах юридических решений, характере праздников, в отношении к иноверцам.
При этом особое место среди течений ислама занимает зародившийся на основе опыта мистиков (особое место здесь принадлежит аль-Газали) во второй половине VIIIвека суфизм (существуют различные варианты этимологии, например «сафа» – чистота, «ахль ас-суффа» – люди навеса, «софиа» – мудрость, «суф» – шерсть и т.д.). Суфизм представляет собой особую, в значительной степени мистико-аскетическую практику антропологической трансформации в исламе. Суфизм акцентируюет идею пути («тарикат») к Аллаху. Суфизм опирается на концепцию индивидуального достижения связи человека с Богом, но на практике он часто подразумевает существование организаций (тарикатов, орденов), лидеры которых (муршиды, непосредственно обучающие мюридов, то есть учеников) имеют духовное преемство от учителей древности.
Особенностями суфизма являются проповедь бедности, утверждение призрачности окружающего мира, отшельничество, безмолвная молитва, упование на волю Бога, аллегорическое толкование Корана. Существует четыре основных ступени на пути суфия: шариат (неукоснительное следование исламу), тарикат (послушничество при шейхе), мирафат (познание Бога сердцем, а не умом), хакикат (полное постижение истины).
В XII – XIIIвеках многочисленные тарикаты превратили суфизм в значимый элемент мусульманского общества. В современном мире влияние суфийских тарикатов значительно ослаблено. Тем не менее суфийские шейхи все еще обладают авторитетом, особенно в Северной Африке, Центральной Азии, Пакистане, Индии, на Северном Кавказе.
В ряде стран суфизм составляет доминирующую часть исламской традиции, однако в других странах или кругах отношение к нему может быть неоднозначным. Суфийские ордена и традиции могут заметно отличаться друг от друга.
2) После смерти Мухаммада ислам распространяется за пределы Аравийского полуострова с высочайшей интенсивностью. В результате был создан Арабский халифат – исламское государство, представлявшее собой огромную мощную империю, просуществовавшую с 635 по 1258 г. Период халифата в истории ислама считается золотым веком, поскольку связан с расцветом науки, философии, искусства и самой исламской государственности. На своем закате империя пришла в упадок, прежде всего, из-за внутренних раздоров. В итоге халифат распался на множество государств. Впоследствии предпринималось множество попыток создания исламских государств. К примеру, в постарабский период (XIV – XVIвв.) была осуществлена исламизация Золотой Орды, в Индии существовала Империя Великих Моголов (1556 – 1858). На современном этапе также сохраняются идеи и попытки построения исламских государств.
Основы вероучения ислама
Источники вероучения: Коран, Сунна
Главными источниками вероучения ислама являются священное писание – Коран и священное предание – Сунна.
Коран (араб. «чтение вслух» — считается, что Мухаммад не умел читать и писать, поэтому запоминал стихи наизусть, а затем по памяти читал их вслух людям) – священная книга мусульман, по преданию, диктовавшаяся Мухаммаду архангелом Джабраилом на протяжении 23 лет на арабском языке[7]. Изначально передавался изустно, кодифицирован в середине 7 века (при халифе Османе). Состоит из 114 глав (сур), включающих 6500 стихов (аятов). Суры делят по периодам на мекканские (как правило, короткие) и мединские. Коран в исламе считается сотворенным, 100% аутентичным истинным руководством Бога людям. Практика толкования Корана – Тафсир (араб. «разъяснять») – в исламе разрешена только специально подготовленными людьми (муфассирами). Большим уважением среди мусульман пользуются также хафизы, то есть люди, знающие Коран наизусть.
Сунна изложена в форме хадисов (изречений Мухаммада и его Сподвижнико) в нескольких сборниках. В суннизме наиболее авторитетными сборниками хадисов являются сборники достоверных хадисов имама Бухари, имама Муслима, имама Абу Дауда, имама ибн Маджи, имама ат-Тирмизи, имама Насаи. Хадисы делятся на ряд групп в зависимости от своей достоверности (авторитетности источника). Между различными течениями в исламе существуют разногласия в принятии тех или иных аятов (например, об Али как преемнике Мухаммада, о Махди как грядущем Мессии и т.д.).
Столпы веры в исламе
Вероучение ислама «иман» (араб. «вера») предполагает следующие минимальные условия:
1. Вера в Бога, его имена и атрибуты
2. Вера в ангелов
3. Вера в священные книги
4. Вера в пророков
5. Вера в Судный День
6. Вера в предопределение
Кратко иман изложен в шахаде («свидетельстве»), произносимой при принятии ислама: [Свидетельствую, что] нет Божества, достойного поклонения, кроме Бога (Аллаха), и [свидетельствую, что] Мухаммед — посланник Бога (Аллаха).
В исламе Бог[8] един и единственнен, трансцендентен и не познаваем в своей сущности. Люди могут познавать его через проявления его имен и качеств в природе, а также и прежде всего через пророков, последним из которых считается «печать пророков» Мухаммад, принесший людям «законченное Откровение» в Коране. При этом важнейшей обязанностью мусульманина является следование всему, что указано в священном писании. Остальные столпы веры основываются на Коране. Наиболее сложным для понимания обычно является вера в предопределение, которая должна согласоваться с утверждаемой в исламе свободой воли и приоритетом намерения. Суть предопределения заключается в том, что все предопределено Богом и соответствует его замыслу. Вера в предопределение предполагает четыре убеждения:
1) Богу известно обо всем, что происходит
2) Бог записал судьбу всех творений в Хранимой Скрижали на Небесах задолго до сотворения мира
3) Все события происходят так, как того пожелает Бог
4) Бог сотворил все, включая человеческие деяния и помыслы.
Практика в исламе
Столпы ислама
В основе практики мусульман лежит «пять столпов ислама» (такая формулировка основана на одном из хадисов):
1. Шахада (свидетельство веры).
2. Салят (перс. – намаз) – молитва.
3. Закят – пожертвование.
4. Саум (сыям) – пост.
5. Хадж – паломничество.
Молитвы в исламе делятся на обязательные, одобряемые и дополнительные. Обязательных ежедневных молитв пять, каждая из них совершается в определенное время суток.
Не соблюдающие пять столпов ислама мусульмане считаются грешниками, а отрицающие их необходимость кяфирами[9] (не мусульманами).
Закят (очистительное пожертвование) выплачивается мусульманином раз в год в виде процента с различных доходов (на деньги – 2,5%).
Каждый мусульманин обязан один раз в году в течение 30 дней (месяц рамадан) соблюдать пост, который заключается в воздержании от еды, питья, половой близости и всего, что может нарушить благочестивое поведение человека. Время поста длится с восхода зари до захода солнца.
Каждый верующий, который в состоянии совершить паломничество, должен хотя бы раз в жизни совершить его (в Мекку).
Ислам как образ жизни
Ислам рассматривается мусульманами не просто как сфера опыта священного, но как образ жизни. Право и политика, этика, личная жизнь, все взаимоотношения между людьми для мусульманина обусловлены исламом. Наиболее значимым моментом здесь является высокая роль права – шариата («прямой путь»), которое регулирует жизнь человека до мельчайших подробностей.
Ислам является религией намерения и задает высокий идеал личности. Целью человека является спасение, а задачей – покорность Богу. Способом достижения этой цели является постоянное самосовершенствование в физическом, интеллектуальном, духовном и нравственном аспектах.
Моральные ценности ислама традиционны: особая роль отводится мужчинам[10], семье, общине, старшим по возрасту и статусу, воинскому этосу[11].
В классическом исламе патриотизм не играл особой роли, а ислам не выступал, как правило, источником национальной идентичности, являясь универсальной религией, поддерживающей теорию равенства людей перед Богом. Тем не менее быть моральным, истинно религиозным и значит быть мусульманином, согласно исламу. Несмотря на такой экслюзивизм, ислам с особым почтением относится к «людям писания», прежде всего, христианам и иудеям.
Заключение
Ислам представляет собой независимую, целостную религиозную систему. Являясь достаточно молодой мировой религией, ислам внес значительный вклад в человеческую цивилизацию и активно развивается в современном мире, неся при этом традиционные универсальные ценности. Спецификой ислама является определяющая роль священного писания, абсолютный монотеизм, строгая этика, приоритетное значение практики в жизни верующего (при этом ислам является религией намерения, то есть утверждения индивидуального субъекта). Единство ислама обеспечивается общим символом веры, основами вероучения. Различия в течениях ислама касаются вопросов наследования власти, особенностей правовой практики и отдельных аспектов ритуала. Ислам представляет собой особый тип мировоззрения и образ жизни.