О католичестве

Термин «католичество», или «католицизм», восходит к греческому слову kath’holou («всецело», «полностью»). Означает оно противопоставление чему-то локальному, узкому. Впервые данный термин был употреблен как понятие «вселенской церкви» Игнатием Антиохийским примерно в 110 г. н.э. (Послание к смирнянам). Сейчас слово catholicus относится как ко Вселенской церкви, так и к Римско-католической. До сих пор использование этого понятия оспаривается между основными христианскими направлениями (см. Христианство). Таким образом, название этой конфессии весьма условно.

 

Католическая церковь является самой распространенной в христианстве по количеству верующих. В мире их насчитывается примерно 1 млрд 214 млн человек (по данным на 2012 год). Высшей властью наделен Папа Римский. Его резиденция находится в городе-государстве Ватикан. Во Всемирную Католическую Церковь входят Церкви латинского обряда и Восточнокатолические. Последние признают католическую догматику, но у них самостоятельная иерархическая структура, своё каноническое право и восточный литургический обряд.

 

Догматы в Католичестве

 

Некоторые доктрины вероучения Католической Церкви отличаются от иных христианских направлений:

 

1. Филиокве (Святой Дух исходит и от Отца, и от Сына).

2. Непорочное зачатие Девы Марии (широкое почитание), Её телесное       вознесение.

3. Догмат о чистилище.

4. Непогрешимость Папы Римского, централизованная церковная организация.

5. Догмат об индульгенциях.

6. Догмат о безбрачии священников.

7. Доктрина о папской безошибочности ex cathedra.

8. Нерасторжимость таинства брака.

 

Развитие католического вероучения

 

Католическая церковь ведет свою историю от Христа и Апостолов (см. Раннее христианство). На протяжении первого тысячелетия история вероучения формировалась в борьбе против ересей (см. Православие). Вселенскими также считаются те соборы, которые не были признаны неразделенной Церковью или проходившие после Великого раскола. Это IV Константинопольский Собор (869 – 870), I, II, III, IV и V Латеранские соборы, I и II Лионский, Венский, Констанцский, Ферраро-Флорентийский, Тридентский, и два Ватиканских собора. Время раскола церквей относится к периоду 60-х гг. IX в. – 50-х гг. XI в.

Стоит отметить такое значительное событие, которое оказало колоссальное влияние на последующую католическую историю. В 756 году франкский король Пипин Короткий преподнес в подарок папе Стефану III итальянские земли, лежащие возле Рима, и сам город в том числе. Таким образом, произошло зарождение папского государства. Особое влияние на вероучение Католической Церкви оказала эпоха Реформации, когда зародилась третья основная христианская конфессия – протестантизм.

 

Священное Писание и Священное Предание в Католичестве

Священное Писание – это книги Ветхого и Нового Завета, составляющие Библию. Как постановил Тридентский собор, в канон Священного Писания Католической Церкви входят 45 книг Ветхого Завета и 27 – Нового. Этот декрет был подтвержден на Первом Ватиканском Соборе.

 

Священное Предание является одним из источников вероучения и церковного права так же, как и Священное Писание. Священное Предание включает в себя основные догматические положения из Символа Веры и наиболее значимые решения Вселенских соборов. Также сюда входят труды святых отцов и учителей Церкви, богослужебные тексты, жизнеописания Святых, церковные обычаи. В состав Священного Предания могут быть включены и христианские апокрифы. Согласно католическому вероучению, Священное Предание постоянно развивается, в то время как в православии оно остается неизменным.

 

Богослужение в Католичестве.

 

Центром литургической жизни Католической церкви служит Месса, или Божественная Литургия. Во время этого богослужения совершается Причащение. В пятницу проводится Литургия Преждеосвященных даров и не совершается полное евхаристическое богослужение. В католицизме под термином «литургия» понимается богослужение вообще, а в православии данное понятие подразумевает под собой католическую Божественную Литургию.

 

Праздники и посты           

 

Католические праздники и посты отмечаются по Григорианскому календарю, только дату Пасхи вычисляют по лунному.

 

В Католической Церкви соблюдается Великий пост (перед Пасхой). Существует также понятие Адвента (перед Рождеством). Это не пост, так как нет особых предписаний к питанию. Однако Адвент является периодом особо сосредоточенных размышлений о Боге. Постными днями являются пятницы всего года (за несколькими исключениями), кануны великих праздников (Вигилия, т.е. бдение). В каждом из времен года отведены дни для особого поста и покаяния (среда, пятница, суббота). Однако в настоящем времени они практически не практикуются.

 

Выше перечисленные постные дни относятся к определенным торжествам. В католичестве святые дни делятся на переходящие (нефиксированная дата) и непереходящие (отмечаются в одно и то же время). Переходящие праздники всегда проводятся весной, что связано с главным христианским событием Пасхи:

 

1. Пепельная Среда – 46 дней до Пасхи

2. Пальмовое (Вербное) воскресенье (Вход Господень в Иерусалим) – 7 дней до Пасхи

3. Великий Четверг – 3 дня до Пасхи

4. Великая Пятница – 2 дня до Пасхи

5. Великая Суббота – 1 день до Пасхи

6. Пасха

7. Светлый Понедельник – Светлая Суббота – первые 6 дней после Пасхи

8. Фомино воскресенье – 7 дней после Пасхи

9. Вознесение – 39 дней после Пасхи

10. Пятидесятница – 49 дней после Пасхи

11. Праздник Святой Троицы – 56 дней после Пасхи

12. Праздник Тела Христова – 60 дней после Пасхи.

 

Литургический год отсчитывается от начала Адвента, после чего наступает такой важнейший праздник, как Рождество Христово (25 декабря). Стоит отметить одно из главных торжеств, посвященных Богородице. Это День непорочного зачатия Девы Марии 8 декабря. Ее культ особо развит в католичестве. Многие праздники связаны с почитанием святых. Последним крупным событием католического года является День Всех святых и День поминовения усопших (1 и 2 ноября).

 

Все католические праздники делятся на Память – memoria (обычно относятся к святым), Праздник – festum  и Торжество – solemnitas (самые важные дни в году и все воскресные). Наиболее значимыми принято считать Пасху и Рождество (отмечаются с октавой, т.е. 8 дней).

 

Обязательными праздниками, когда все верующие должны присутствовать на торжественной мессе, являются все воскресенья года и 10 следующих важных событий:

 

1. Непорочное Зачатие Девы Марии – 8 декабря

2. Рождество Христово – 25 декабря

3. Торжество Пресвятой Богородицы – 1 января

4. Богоявление – 6 января

5. Св. Иосифа Обручника – 19 марта

6. Вознесение – 40-й день после Пасхи

7. Пресвятых Тела и Крови Христовых – 60-й день после Пасхи

8. Свв. Апостолов Петра и Павла – 29 июня

9. Успение Пресвятой Девы Марии – 15 августа

10. Всех Святых – 1 ноября.

 

Духовенство

 

В католичестве существует догмат о безбрачии духовенства – целибат. В клире состоят лишь мужчины. Духовенство делится на белое (священники епархиальных храмов) и черное (монахи), подобно православному. Высшая власть принадлежит Папе. Его резиденция располагается в Риме вместе с совещательными органами – коллегией кардиналов и синодом епископов. В некоторых Восточнокатолических церквах главенствующими назначаются патриархи, или верховные архиепископы. Они приравниваются к римским кардиналам-епископам. Далее следуют епископы, главы епархий.

 

И в католичестве, и в православии существуют три степени священства:

 

1. Диакон

2. Священник (иерей)

3. Епископ (архиерей).

 

Духовная жизнь

 

Под духовной жизнью христиан-католиков понимается жизнь учеников Иисуса Христа, которая преображается под влиянием Божественной благодати. Человек должен быть духовно активным. Такая жизнь включает в себя аскезу (человеческие усилия для более близкого общения с Богом) и мистический опыт (ощущения присутствующего рядом Бога). К важным элементам духовной жизни католиков относятся молитва, пост, служение ближнему. Также распространены паломничество, почитание мощей, святых (заступников перед Богом), реликвий и священных изображений.

 

Цель духовной жизни католика состоит в достижении святости. Это непременно связано с усилением действия в верующих таких добродетелей, как вера, надежда, любовь. Особый путь духовной жизни отводится для монашествующих. Они приносят обеты послушания, целомудрия и бедности. Церковь признает и отшельничество, при котором человек уединяется от мира, приближаясь к Богу. Отличается от монашествующих также чин дев, объединенных для служения Церкви каким-нибудь образом. Среди мирян распространены различные движения. Их задачи зачастую связаны с личностью основателей.

 

Сайт «Религии мира»